Translate

вторник, 15 апреля 2008 г.

Что взять с дурака?

С самых дремучих времен тираны и самоуправцы держали у себя «дураков», от которых выслушивали любые гадости. Даже порой о себе любимом. А уж на приближенных лизоблюдах шут мог оттянуться как угодно. Под жестокие уколы шутов попадала неказистая внешность, уродство, внутреннее содержание жесточайших тиранов Средневековья. Они говорили то, что даже король не мг себе позволить. Шут был тем внутренним матом, которым король порой хотел покрыть какого-нибудь приближенного ворюгу, но королевское достоинство не позволяло. Шут имел право на то, за что остальных просто сжигали. Репертуар элитных юмористов (номера для шутов писал даже Шекспир) был прост и скуден: пародировать короля, бить себя по голове, падать, плеваться в высокопоставленных гостей, наносить себе травмы под одобрительный хохот зрителей. И при этом шуты считались посланниками бога, который дал им особенный дар.
Шут (как профессия) исчез при Оливере Кромвеле. Он просто отрубил своему придворному шуту голову. Но представители подобного юмора всегда были в почете. А по нынешним временам они стали востребованы как никогда. Просто получили другие обличия. И пендаль по пятой точке всегда был, есть и будет самой смешной шуткой во всех комедийных жанрах. Падение мимо стула, удар тортом в лицо, шутки про совокупления и испражнения – весь этот юмор ниже пояса всегда популярны. Почему? Почему самые великие клоуны в истории оперируют такими простыми материями, как «кувалдой по голове»?
К своему первозданному виду шутовство максимально приблизилось в XX веке. В век политкорректности, технической и сексуальной революции и транснациональных корпораций люди вновь стали испытывать острую необходимость быть поставленными на место. Вот лишь несколько примеров шутов XX века. Их король – наша цивилизация.
Чарли Чаплин. При использовании тех же приемов, что и шуты Средневековья, он был все же намного умнее и разнообразнее своих коллег по цеху. Однако, своим творчеством он подогрел аппетит зрителя. Подобный юмор стал обретать новые формы и лица.
В середине XX века в самостоятельный жанр превратились сценические выступления шутников – так родился жанр stand up comedy. Это сольное, как правило, клубное выступление артиста, который произносит актерские монологи перед публикой, шутит, веселит собравшихся, регулярно их оскорбляя, и, предположительно сам получает от этого удовольствие. Актерские монологи здесь рождаются на ходу и могут развиваться в непредсказуемом направлении, так как главный собеседник артиста – публика. И здесь ей разрешено все то, что запрещено в театре: курить, пить спиртные напитки и даже вступать в разговоры с артистом. Правда и последний позволяет себе намного больше, чем обычный театральный актер. Он может отпускать едкие замечания в адрес своих зрителей, быть хамом и довольно откровенно издеваться над любым из зрителей, сидящих за столиками. Публика stand up шоу знает, на что идет, и может постоять за себя, ответив «обидчику». И если в России, а тем более в Союзе, этот жанр до некоторых пор был не очень-то известен, то в США это культ.
Зародился жанр достаточно давно, но популярность приобрел именно в прошлом веке. В разное время через stand up шоу прошли: Эдди Мерфи, Крис Рок, Робин Уильямс, Билли Кристалл, Мартин Лоуренс, Берни Мак, Адам Сэндлер, Майк Майерс, Том Хэнкс. Почему этот жанр стал так популярен в Америке? Это общество законопослушных и добропорядочных граждан. Любое нарушение нормы в обычной жизни здесь строго карается, по крайней мере так было в 60-е годы, когда жанр зарождался. «Королем» здесь оказался сам американский образ жизни. Первые шуты в США поднимали на смех самые главные предрассудки и ценности американцев.
Но время шло, и потребность быть прилюдно осмеянным у человека становилась все серьезнее. Маленькие клубы по интересам уже не могли удовлетворить мазохистские стремления современного общества. Шутами нового поколения стали «Чудаки». Программа на MTV буквально взорвала рейтинги американского телевидения. Фабула ее проста: герои совершают поражающие своей смелостью и идиотизмом поступки и записывают это на камеру. Они бьют друг друга электрошоком, поливают экскрементами, скрепляют ягодицы степлером… По сути ничего нового они не придумали, просто еще чуть дальше отодвинули рамки дозволенного. Только вот появилось еще стремленное удивить. Ого! Теперь вы ради смеха можете прострелить себе ногу! Успех был невообразимым. Отмороженные придурки превратились в отмороженных мультимиллионеров. Но «Чудаки» не долго были на пике. Нашелся человек, для которого их мазохистское шоу – детские шалости. Саша Барон Коэн – шут нового века, еще более похабный, откровенный и смелый. Главный его образ – Борат Сагдиев, непроходимо тупой корреспондент из Казахстана. И если раньше в шутовстве был баланс добра и зла, низкого и высокого, грустного и смешного, то у Бората этого нет. Малейшие намеки на иронию или грустный смех сменились животным хохотом. Мысль покинула жанр.
В России шутовство почти не развито. По известным причинам, отпускать расовые, похабные и политические шутки в двадцатом веке в нашей стране было практически невозможно. Поэтому в умении виртуозно плевать мы от Запада отстаем. Отрадой для желающих стать униженными стал проект Comedy Club. Идея пришла в голову участникам команды КВН «Новые армяне». Первые выступления Comedy Club состоялось в 2003г в небольшом столичном клубе. Телега со скрипом покатилась, но подтянулись соратники по КВН, и уже в 2005-м «клабберы» обосновались на ТНТ…
Сейчас они поймали волну, переступив очередную грань дозволенного. Но почему-то кажется, что успех их не вечен и скоро кто-то другой научится более виртуозно исполнять пендаль под зад! А телевидение перестанет «запикивать» заветное громкое слово из трех букв… Шутовство продолжается и развивается. Оно становится масштабным, высокобюджетным, бескомпромиссным, медийным, интернациональным. Да каким угодно! Но при этом все равно остается шутовством.

Из статьи «Что взять с дурака» Д. Минаева // STORY

Комментариев нет: