Translate

среда, 23 ноября 2011 г.

«Некто Финкельмайер» - история жизни одного поэта.

-->
Книга о судьбе человека несуразного, истинно талантливого, но с неподходящим для России середины прошлого века именем - Аарон-Хайм Менделеевич Финкельмайер. 
Он живёт в своём мире далёкий от привычной нам суеты-сует, даря всем желающим возможность заглянуть за занавес обыденности.
Что он может сделать, как подарить миру свои произведения, прочтя которые, даже самый далёкий от поэзии, не склонный к сантиментам мужчина, наполняется вдруг "чистой радостью" и "умилением". Выход один - придумать псевдоним и найти подставное лицо? А тут как раз государство решило, что как-то мало у нас поэтов в малых народностях и дало наказ найти таковых. Вот он - долгожданный случай. Берётся какой-то неизвестный никому тонгор (это народность такая, как я поняла, выдуманная автором) и становится поэтом, которого "переводит" наш герой. Так рождается Айон Неприген, о нём можно сказать, если перефразировать классика: «Ты меня породил, но я тебя убью».
Искусство в России во все времена было гонимо и, по большей части, не востребовано. Редкий поэт, музыкант, художник был сыт, обут, одет, материально обеспечен. Я говорю о настоящем искусстве (от которого — мурашки по кожи и слезы в глазах, но светлая грусть в душе), а не о том, что на потребу обывателю красуется в витринах магазинов и ярком свете софитов.
Роман Феликса Розинера раскрыл то, что не показано каждому, о чём не знали и даже не задумывались обычные товарищи (ныне - господа), спокойно ложащиеся спать после работы и политического промывания мозга на партсобраниях. Это жизнь настоящих искусствоведов (не по образованию, но по мироощущению и мировосприятию) — маленькой горстки людей, которые ради творчества (творения, горения, свечения...) готовы на все даже на смерть.
Как маяк для гонимых творцов «Прибежище» - дом куда, словно магнитом, притягиваются страждущие и непризнанные (сегодня, в этом мире), чтобы отдохнуть душой, поделиться с понимающими - взять и тут же отдать. Но даже этот островок не может спасти, служа лишь временным приютом.
Суровая реальность не щадит никого, она наползает грозовой тучей, сверкает молниями, затягивая, замуровывая, заточая...  
В заключении, когда кажется, что все кончено, втоптано в грязь, погрязло  в печальном существовании, появляется надежда — яркая, незамутнённая капелька веры в то, что искусство, как жизнь вечно.

Роман «Некто Финкельмайер» Феликса Розинера написан в 1975 году. Долгое время он распространялся в самиздате. Рукопись романа (под условным названием "Пыль на ветру") получила в Париже Литературную Премию имени Владимира Даля за 1980 год. 
Автор писал о своем детище: «Говорят, что, создав своего героя, автор поневоле повторяет выдуманную им судьбу. Так ли это или нет, но однажды будто кто-то подтолкнул меня: я сделал шаг, за которым стояла эта судьба. До сих пор не знаю, что спасло меня тогда. Но я знаю тех – и их много, близких моих друзей, и друзей мне мало знакомых, – кто спасали роман от почти неминуемой гибели. Им я обязан, что роман выходит в свет. Всем им, чьи имена не следует сегодня называть, – моим друзьям в России и за ее пределами я посвящаю его».

Рекомендую всем неравнодушным прочесть роман "Некто Финкельмайер" Феликса Розинера, ведь в нём заключена жизнь. 

Комментариев нет: