Translate

вторник, 9 октября 2012 г.

"Мы все учились понемногу..."

В. Орловский 

Сын учил осеннее стихотворение. А когда он учит стихотворение, мне тоже ничего не остаётся как запоминать строки вместе с ним. Вроде уже прошло то время, когда я полностью отдавалась процессу разучивания по пять раз читая, а потом повторяя с ним каждое предложение, а всё равно рифмованные строчки нахально оседают в голове.

Помню точно также было, лет двадцать пять назад, когда стихи учил мой старший брат. Он повторял и повторял их, повторял и повторял, и в итоге все стихи по школьной программе я знала загодя. Так я выучила положенный для школьного запоминанания отрывок из первой главы"Евгения Онегина", начало "Мцыри" и кучу стихов о природе.
Но я отвлеклась. На этот раз мы учили очень красивое стихотворение Афанасия Фета.

Радует то, что Андрюша, как и я достаточно легко запоминает хорошие стихи. Поэтому мы с ним быстро разучили три четверостишия. А я лишний раз убедилась, что школьная программа составлена без представления о детском восприятии.  Стихотворение обалденное по красоте, но, к сожалению, проходит мимо детских душ.
Ну не могут девятилетки оценить поэтическую красоту! Для них совершенно не важна нарисованная автором картина. В этом возрасте ещё важно действие! А какое действие в стихах о природе? Почему нельзя включить в школьную программу для малышни стихи К. Чуковского, сказки Дж. Родари, маленькие истории Хармса? 
А если уж необходимо попытаться приобщить младших школьников к красоте русской поэзии, то это должны быть необычные уроки, не просто чтение и заучивание, а именно акцентирование внимания на красоте образов через живопись, музыку, параллели со знакомым окружающим миром.
Только спустя годы некоторые из сегодняшних детей смогут понять и оценить всю прелесть вот этого:
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
Я совершенно не помню этого стихотворения. Может его не было в той программе по которой учились мы? Если так, то это практически единственное новшество, греющее душу.  

Комментариев нет: