Translate

среда, 21 августа 2013 г.

«Вздохнули паруса души...»


Как-то в своём блоге я писала про местных поэтов, которых с удовольствием читаю, среди них была и Маша Светлая. Романтика её творчества, умение видеть прекрасное в самом обыденном давно уже сыскали ей большое количество преданных читателей. Но до недавнего времени творчество автора было доступно лишь пользователям Интернета. И вот этим летом вышел сборник «Трава», в нём собраны более 100 стихов, раскрывающих прекрасный мир женской поэзии.

Приоткрывая завесу тайны, автор в своём дебютном сборнике признаётся, что Маша Светлая - творческий псевдоним Екатерины Баженовой, уроженки города Самары, переехавшей много лет назад вместе с родителями в Горно-Алтайск и прожившей всю сознательную жизнь именно здесь: в окружённом горами и таком близком поэтессе городе. Его описания всегда по-женски тёплые и трепетные:

Аура города нежно-жемчужная,
Горы прекрасны под облачным кружевом...
Мостик, речушка...

или

Тело города — то заузится между гор,
То расправится — им же наперекор,
Как любим он, как крыш выставляет щит!
И со мной, непременно со мной летит.

В целом же в сборнике собрана любовная и философская лирика разных периодов жизни поэтессы. Переживания, размышления, иногда — лёгкая грусть, часто — радость любви и всего окружающего. Маша, словно оправдывая своё творческое имя, делится с читателем позитивным восприятием мира.

Вздохнули паруса души,
Устали чуточку спешить...
О! Паруса! Вдали желанный берег!
И веры вам — не занимать,
И ветру в вас — не убывать,
Звездой обласкан, блещет путь,
Что вам отмерен...

Название сборника, связано с одним из произведений, включённых в него. «Помню как это стихотворение пришло ко мне, в морозный январский полдень, - пишет Маша в предисловии к книге. - Просто и легко вдохнулись строки, окрашенные летним жарким лучом. В тот миг образ травы показался страшно близким. Мне нравилось, помню, думать, что её естественная природная вездесущность сродни всеохватному женскому теплу, началу, которое также легко питается энергией земли-кормилицы и все время обогревает других, в этом постоянном процессе оставаясь не слишком заметным».
О некоторых стихах говорят, что они вывязаны словно тонкое кружево, именно так можно охарактеризовать поэзию Маши Светлой. Каждое лирическое произведение — изящное переплетение словесных нитей. В центре — часто герой и героиня. Их сердца вместе, их чувства крепко связаны между собой. Они такие разные и кажется в силу этой разности должны быть вместе, но нет, вдруг вечернее волшебство исчезает и оказывается, что это было лишь минутное, прекрасное, но мимолётное чувство.

Мне ближе французы, тебе — англичане,
Мы делим беседу за чашечкой чая,
И что-то такое — волною, волною...
Плывёт межу нами... такое земное...
...Подвинь мне печенье... На взглядов теченье
Ложится беззвучно твоё, мол, «ничей я...»,
Но я-то, я — чья-то, январь одичавший
В бесснежье мне робко напомнил о счастье,
Соломинку бросив в минуты печали
Твоею персоной. Чтоб мы пообщались.
...Смутилась. Довольно. Давай за работу!
Мы выпили с чаем... прекрасное что-то.

Очень освежают книгу весёлые стихи, вроде «Джазовой кошки» или «Любовь упала в обморок». В них серьёзная поэтесса представляется весёлой проказницей, способной не только грустить или испытывать «взрослые» чувства, но и девчонкой, которая может с удовольствием пошалить.

Любовь упала в обморок на днях...
Бедняжка! Хоть не перед целым светом!
А я в тот миг прикинулась поэтом -
Спустилось вдохновенье на меня...

Как известно в литературе уже давно ведутся споры о том можно ли разделить поэзию на «женскую» и «мужскую» и насколько каждая из них является «настоящей», мы не берёмся поддержать ту или иную точку зрения, однако стихи написанные женщиной часто переполнены чувствами и особенной мягкой лиричностью далеко не всегда доступной мужскому перу. Разве способен логичный мужской ум оценить и понять чувства и терзания матери, отпускающей своего сына во взрослую жизнь?

Милый, не хочется говорить...
Розовой раной в окне — закат,
Воспоминания — наугад,
Птицей любовь в них всегда парит...
Сын вырос. Быстро. Он так красив!
Не отпущу его! Отпущу...
Сны этой жизни трава-вещун
Шепчет, лишая тихонько сил...      

Как всё в природе, сборник цикличен. Он построен по принципу смены времён года: начиная с весны и заканчивая ожиданием этого прекрасного периода, когда расцветает всё, когда хочется обновления и любви.

Выброси все поводки, да...
Длинные, короткие, невидимые...
Просто руку дай,
И — не отпускай!
Скоро будут весенние паводки,
И влюблённые на скамейках в парках
Томно начнут вздыхать...
Ах, любовь, единственный поводырь -
Для слепцов, потерявших от жизни ключ...

Остаётся лишь заметить, что сборник выпущен небольшим тиражом, в основном разошедшемся по людям, имевшим когда либо или имеющим сейчас отношение к жизни поэтессы. Но, надеемся, этот пробный камешек станет первым в череде книг Маши Светлой.

Комментариев нет: