Translate

среда, 12 февраля 2014 г.

Как убить у детей любовь к поэзии?

Очень просто. Отправьте их в четвертый класс и заставьте заниматься по современной программе. Пара заданных к изучению наизусть шедевров русской литературы и всё - ваш ребенок получает стойкий иммунитет ко всей поэтической классике. А потом уже никакими Киндер-сюрпризами и пирожками с картошкой не заманишь его даже открыть Антологию русской поэзии.
Вы знаете, мне иногда хочется вот так вот взять и написать что-то хорошее о школьной программе, но, увы, она не дает мне ни единого шанса сделать добрый поступок.
Но продолжу о поэзии. Сегодня четвероклашки одной из наших городских школ получили домашнее задание - выучить стихотворение Марины Цветаевой. Те, кто хоть немного знаком с творчеством поэтессы, в полной мере осознают всю тяжесть ее восприятия и изучения. И это для взрослых, уже повидавших Бродского,  людей.
А тут дети! Ах, да сделаю оговорку, чтобы было понятно, что я говорю не о каких-то "Красною кистью рябина зажглась..." Или "Моим стихам, написанным так рано...". К изучению было задано стихотворение "Бежит тропинка с бугорка...". Оговорюсь, что обычно, при изучении стихов с сыном, я, те что мне не знакомы, учу на раз, но не сегодня - как был вакуум, так и остался. 
Начнем с того, что детям тема цветаевского шедевра совершенно не близка в силу возраста: какие размышления об ушедшем детстве, когда оно у них в самом разгаре?!  Рифма практически не подъёмна для детей, а потому психоз по поводу невозможности запоминания начинается с первой же строфы. Немного расслабляет лишь третье четверостишье, в котором все понятно детям, а потому и запоминается оно легко,но дальше снова сетования поэтессы по поводу ушедшего детства ставят в ступор маленьких учеников.
Надо отметить, что не все так плохо и на странице перед этим абсолютно детское стихо Сергея Есенина "Бабушкины сказки". И ритм задорный, и все понятно и легко для детского восприятия. Чем обусловлен выбор для заучивания именно Цветаевой мне совершенно не понятно... На ум приходит только ненависть к молодому поколению.
Пролистала учебник дальше - проза хорошая, а как начинается поэзия - держите меня четверо!! Во-первых, на носу весна, а нас ждут стихи про осень (в основном). А в стихи о Родине затесались "Лошади в океане". В общем я недоумеваю, если не сказать больше, от программы по чтению, ведь есть же куча по-настоящему классных стихов, способных увлечь и заинтересовать детей, а не отбить у них навсегда любовь к поэзии. Почему бы не изучать их?!
И вот, собственно, стихо, с которого всё началось

Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Всё так же сонными лугами
Лениво движется Ока;

Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И всё поют о добром, старом,
О детском времени они.

О, дни, где утро было рай,
И полдень рай, и все закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственным сарай.

Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
Всё так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы...
 

Комментариев нет: