Translate

суббота, 4 июля 2015 г.

Об Ахматовой и Гумилёве

Такие вот дела... 
Уже несколько дней не выходит из головы история жизни Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. Столько разного написано про них, а я хочу написать о своих выводах, не прочитанных, а скорее прочувствованных, после всего прочитанного. 
Началось всё с её стихов. Они мне вдруг стали как-то необычайно близки. Не понимаю почему, но я их вдруг почувствовала иначе. В романтическую пору юности, они меня не так уж сильно увлекали. Теперь понятно, что не время было. Тогда мне ближе была романтика свободы и высоких чувств (как раз тогда меня покорили "Капитаны" Гумилёва, кстати, недавно прочла это стихотворение одиннадцатилетнему сыну и к моей гордости он проникся им). И понятно, что в пору колготок и кепок мне было не до любовных переживаний.
А у Ахматовой стихи ЖЕНЩИНЫ о чувствах, о чём-то таком тайном и внутреннем, что не каждому доверишь... 
И вот благодаря её творчеству, у меня возникло желание узнать о жизни двух талантливых людей. Потому что только узнав об их совместной судьбе можно понять её стихи, и лишь поняв её стихи, становится немного яснее их жизнь.
Почитав в Интернете статьи об Анне Ахматовой и Николае Гумилёве, пришла к выводу: лучше бы некоторые из них я никогда не видела. Уже столько лет прошло, а люди продолжают "судить и рядить" на свой вкус и в меру собственной испорченности. Одни осуждают Ахматову, другие Гумилёва... И изменяли они друг другу, и не любила она сына, а родила его вообще, чтобы мужа удержать. Какой-то обывательский подход одним словом. В их жизни и отношениях всё было не так плоско. Ну не вписываются они в привычную канву. А потому осуждение в их адрес как минимум глупо и некорректно.  
Мне кажется, всю их общую жизнь поэтесса талантливо упаковала в это стихотворение:

Не будем пить из одного стакана
Ни воду мы, ни сладкое вино,
Не поцелуемся мы утром рано,
А ввечеру не поглядим в окно.
Ты дышишь солнцем, я дышу луною,
Но живы мы любовию одною.

Со мной всегда мой верный, нежный друг,
С тобой твоя веселая подруга.
Но мне понятен серых глаз испуг,
И ты виновник моего недуга.
Коротких мы не учащаем встреч.
Так наш покой нам суждено беречь.

Лишь голос твой поет в моих стихах,
В твоих стихах мое дыханье веет.
О, есть костер, которого не смеет
Коснуться ни забвение, ни страх.
И если б знал ты, как сейчас мне любы
Твои сухие, розовые губы!

И вот ещё что: да, прожив семь лет в браке они развелись. Но даже создав новые семьи, в попытке найти спокойствие и счастье, они продолжали посвящать друг другу стихи. А когда он умер, она хранила его рукописи и издавала книги, как-будто оставалась его женой. А ведь и оставалась же, пусть не на бумаге, не формальной, а настоящей женой. Вот такая история.  

Комментариев нет: